Основные принципы движения Тайцзи цюань


Несмотря на общность приемов тай-цзи цюань и тай-цзи цзянь, между ними есть существенная разница. Каждое базовое движение цзянь можно применять при осуществлении техник, описанных в следующей главе. Если вы поймете их смысл и сумеете сочетать их с соответствующими техническими приемами, то значительно повысите уровень мастерства. В противном случае не следует и мечтать о том, чтобы улучшить свою форму тай-цзи цзянь.

Изучение базовых движений является первым этапом тренировки в традиции цзянь. Эти ключевые навыки закладывают основу для дальнейшего совершенствования. Тем не менее в наши дни многие пренебрегают изучением основ.

Для выполнения каждого базового движения существуют определенные правила, которые до недавнего времени хранились в секрете и были доступны лишь узкому кругу избранных. Более того, даже среди посвященных эти стандарты были известны далеко не всем. Как правило, наставник показывал движения, а ученикам оставалось лишь следовать его примеру и в процессе упорных тренировок постигать их внутренний смысл. Принято считать, что если базовые движения фехтовальщика оставляют желать лучшего, значит, наставник не уделил ему должного внимания или у него вообще не было никакого наставника.

ПРИНЦИПЫ ДВИЖЕНИЙ КОРПУСА

В форме тай-цзи цзянь движения корпуса должны полностью соответствовать девяти базовым принципам тай-цзи цюань, которые изложены ниже. Каждый из этих принципов соответствует конкретному движению и определенной акупунктурной точке (или паре акупунктурных точек). Для определения местоположения этих точек сверяйтесь с таблицами «Приложений».

Расслабить плечи

Расслабление плеч (сунцзянь) помогает расслабить руки, способствует насыщению их ци и внутренней силой. Если же мышцы рук напряжены, это лишит движения силы и плавности. Внимание следует сосредоточить на точках цзянь-цзин.

Опустить локти

Опущенные локти (жуйжоу) направят ци и внутреннюю силу в руки, что усилит кисти и сделает их более ловкими. Опуская локти, вы способствуете большей согласованности своих движений. Внимание сосредоточено на точках цюй-чи.

«Опустошить» грудь

Для «опустошения» груди (хансионь) следует слегка втянуть грудную клетку и создать в корпусе ощущение пустоты. В результате ци плавно опустится в дань-тянь по переднесрединному меридиану. Это упражнение способствует также тренировке ног. Сосредоточьте внимание на ключевой точке тань-чжун, расположенной в центре груди.

Выпрямить спину

Спина всегда должна быть прямой (бабэй). Никогда не сутультесь и не откидывайтесь назад. Правильная осанка помогает ци плавно и легко подниматься вдоль заднесрединного меридиана. В сочетании с «опустошенной грудью» бабэй позволяет энергии циркулировать по телу от головы до пальцев ног и обратно по кругу. Круговое движение ци способствует высвобождению внутренней силы и является наиболее важным элементом внутренней базовой тренировки. Сосредоточьте внимание на цзя-цзи, акупунктурной точке, расположенной в центре спины.

Расслабить поясницу

Расслабление поясницы (соньяо) является одним из ключевых моментов, связанных с центром тяжести тела и контролем над всеми движениями. При напряженной пояснице вам не удастся полностью расслабить ни одну часть тела. Поток ци будет ослаблен, внутренняя сила — деморализована, руки лишатся гибкости, а ноги — проворства. Ключевыми точками при расслаблении поясницы являются мин-мэнь, расположенная по центру нижней части спины, и шан-цюй, расположенная на пупке. Внимание направляется на область, лежащую между этими двумя точками.

Задействовать бедра

Этот прием, известный как чоукуа, выполняется следующим образом. В тот момент когда вы собираетесь сделать шаг, попытайтесь ощутить, что бедро делающей шаг ноги поднимается и располагается поверх бедра опорной ноги. В результате ваши ноги станут более мощными, стремительными и устойчивыми. Начиная движение, сосредоточивайте внимание на бедре делающей шаг ноги, а затем — на бедре опорной.

Изгибать и растягивать промежность

Этот прием называется гуодань. С его помощью концентрированный поток ци свободно и плавно опускается в ноги. Гуодань также увеличивает силу ног, устойчивость и делает тело подвижным. Ключевыми акупунктурными точками являются ян-лин-цюань, расположенные на коленях. Внимание следует сосредоточить на этих точках и следить за тем, чтобы колени располагались непосредственно над пальцами ног.

Подтянуть ягодицы

Этот прием называется лиутун. Благодаря ему поясница остается расслабленной, а шэнь поднимается вверх. Ключевой точкой является чжун-ляо, расположенная на копчике.

«Подвесить» голову

Диньтоусиань означает, что вы всегда должны держать голову прямо, словно она находится в подвешенном состоянии. Этот момент является одним из ключевых. Несоблюдение его не позволит правильно выполнять движения тай-цзи цзянь и применять боевую технику. Диньтоусиань способствует гармоничному развитию шэнь, и, ци, делает тело подвижным и энергичным, помогает сохранять равновесие и сосредоточивать внимание на акупунктурных точках. Ключевой точкой является бай-хуэй, расположенная на макушке головы. Представьте, что все тело подвешено в воздухе, «привязанное» к этой точке. Сосредоточьтесь на ней и убедитесь в том, что она находится строго над точкой хуэй-инь, расположенной между гениталиями и анусом.

точки на передней частиточки на задней поверхности

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные указания

Нельзя обойти вниманием еще три аспекта движения при выполнении формы тай-цзи цзянь. Первым из них является угол наклона корпуса. Некоторые приемы цзянь требуют отклонения корпуса в том или ином направлении. Во всех случаях следует следить за тем, чтобы точки бай-хуэй и хуэй-инь оставались на одной линии. Если вы преуспеете в этом, то даже существенные отклонения корпуса не нарушат безупречности исполнения формы. В противном случае вы потеряете равновесие, а ваши движения — силу. Согласно главной заповеди тай-цзи, когда внутренние компоненты гармоничны, внешним можно не придавать принципиального значения. У мастеров высокого уровня, искусных в применении внутренних компонентов, внешние правильны даже в тех случаях, когда они не соответствуют общепринятым нормам.

Второй важный аспект движения связан с поясницей. В форме цзянь ее движения отличаются большей амплитудой, чем в безоружной форме тай-цзи. Эта особенность дает практикующим форму цзянь прекрасную возможность более глубоко осмыслить движения в области пояса. Во всех формах тай-цзи поясница является своего рода командным пунктом, управляющим движениями тела. Поэтому она всегда должна оставаться расслабленной и подвижной. Как только поясница приходит в движение, добейтесь максимально устойчивого положения бедер.

Третьим объектом тщательного изучения являются движения нижней части тела. В форме тай-цзи цзянь существует много позиций, предполагающих наклоны корпуса. Поэтому новичкам надо обратить пристальное внимание на усиление ног и способность сохранять равновесие.

ДВИЖЕНИЯ РУК

Несмотря на то что в процессе выполнения формы цзянь удерживается в одной руке, другой также следует уделять внимание. Иными словами, внимание следует уделять обеим рукам в равной мере. В движении, равно как и в сознании фехтовальщика, свободная рука и рука, удерживающая меч, должны быть симметричны. В главе 2 мы рассматривали разные варианты хватки цзянь. Несмотря на их многообразие, основное правило тай-цзи — оставаться расслабленным — следует соблюдать при любом положении рук. Расслабление ладоней сообщает движению меча скорость и проворство. Расслабленные руки пропускают поток ци и цзин к клинку, что значительно повышает силовые и скоростные качества движений с мечом.

Способность направлять поток ци на острие меча является главным боевым качеством, необходимым для овладения формой тай-цзи цзянь, а ладони — едва ли не главными частями тела, отвечающими за развитие этой способности. Как и в безоружной форме, поток ци в равной мере зависит от свободной руки, будь то положение цзяньцзюэ или цзяньфа, и от удерживающей цзянь руки. Сосредоточенность на свободной руке создает равновесие между ци, внутренней силой, сознанием и движением.

Данный является частью из книги :
Чжан Юнь
«КИТАЙСКОЕ ИСКУССТВО ВЛАДЕНИЯ МЕЧОМ. Руководство по тай-цзи цзянь»